Канис-терапия в Москве: "Солнечный пес"

Впервые использовать собак в качестве «терапевтов» предложил американский психиатр Левинсон в 1961 году.

Сначала собак с мягким и дружелюбным характером использовали в основном для реабилитации больных с различными нарушениями психики, но в дальнейшем постепенно стали использовать собак и в качестве помощников инвалидов, как эффективное средство реабилитации больных с самыми разными патологиями.
Татьяной Любимовой и группой единомышленников была создана в Москве группа «Солнечный Пёс» или Собаки для терапии.


В настоящее время в группу входит пять специально обученных для этой цели собак породы голден-ретривер и лабрадор-ретривер и их четыре владельца.
Сейчас около 20 детей в возрасте от 3 до 16 лет с самыми разными детскими заболеваниями от ДЦП, олигофрении, аутизма, синдрома Дауна, порока сердца до задержки психического развития получили возможность проходить лечебные занятия.
Собаки-терапевты группы «Солнечный пес» регулярно работают в детском доме №8 для умственно отсталых детей и некоторых больных детей посещают на дому.

При каких заболеваниях помогает канис-терапия?

Было бы неправильно утверждать, что «лечение» с помощью собак является некоей панацеей, однако заметное улучшение состояния детей, подопечных «Солнечного пса», отмечают и врачи, наблюдающие детей, и родители.
У детей, страдающих ДЦП, синдромом Дауна, олигофренией улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память, практически все дети становятся более контактными и самостоятельными.
За рубежом в некоторых больницах специально обученных собак пускают даже в отделения реанимации к больным, находящимся в коме.
Занятия, групповые или индивидуальные, проходят в игровой форме, для каждого ребёнка индивидуально подбираются упражнения и нагрузки, соответствующие его физическим возможностям и потребностям. Длится занятие от 15-20 минут для тяжёлых больных или новичков и до 1,5 часов для более подготовленных детей.

Какие происходят изменения с детьми , как они реагируют ?

Практически все дети из группы до этого панически боялись собак и других животных, по мере занятий с собаками-терапевтами они перенесли позитивное отношение к собакам не только на других животных, но и на отношение к миру в целом, стали общительнее, легче идут на контакт.
Несколько детей сказали после занятий свои первые слова, дети с ДЦП начали лучше ходить и двигаться, причём родители отмечают улучшение амплитуды движений в течение нескольких дней после занятий.

Детям Детского дома №8 сама возможность общения с доброй и послушной собакой доставляет огромную радость, даже самые тяжёлые дети узнают собак-терапевтов и ждут своих любимцев.

Где проходят лечебные занятия Собак-терапевтов «Солнечный пес»?

Занятия проходят в выходные дни в зале школы №1992 в Южном Бутово по адресу: ул. Академика Лазарева, д. 62, корп.2.

Как можно помочь группе «Собаки для терапии» и больным детям?

Эти люди и дети будут благодарны любой помощи. Это может быть помощь в приобретении специальной аммуниции и реквизита для занятий (ошейники, поводки- перестёжки, специальные шлейки, игрушки и т.д).
Периодически возникает необходимость в транспортировке собак или детей на занятия и с занятий и оказании посильной помощи детям из малоимущих семей.
Если удобнее оказать помощь банковским переводом, то по этой ссылке можно найти необходимые банковские реквизиты или распечатать квитанцию и указать в назначении платежа, что это благотворительное пожертвование.

Как проходят занятия

– Сейчас у нас начинается балет! Приготовились!
– С собаками?!
– Да, с собаками. Итак, упражнения: «гусеничка», «ручеек», «диагональ», «зайчик»!

 

Четыре малыша с голден ретриверами сначала идут по кругу, а затем – по сложным траекториям, выполняя распоряжения Татьяны Любимовой. Каждый отдает своему четвероногому спутнику команды: «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Зайчик!» По последней команде собака садится на задние лапы, держа передние перед грудью.

«Степа – молодец! Очень красиво сейчас стоишь!» – громко подбадривает воспитанника Татьяна и вполголоса советуется с психологом, которая идет со Степой под руку: «Новую диагональ делаем? Ну – давай!»

Со стороны все это действительно похоже на репетицию танца. С ходу не каждый взрослый повторит все эти движения и «па», да еще с собакой.

Так в московской школе №1492 начинается очередное занятие группы «Солнечный пес». Прекрасное помещение изостудии со стеклянным потолком и гипсовыми Аполлонами в шкафу предоставила директор школы Татьяна Аникина, после того как в блогах прочитала о деятельности Татьяны Любимовой, придумавшей и создавшей «Солнечного пса».

 

Ребята репетируют программу для выступления на монопородной кинологической выставке, которая проходит в Москве весной каждого года. «Солнечный пес» уже несколько лет демонстрирует на ней поразительные возможности голден ретриверов в качестве собак-терапевтов для детей, больных ДЦП, аутизмом, олигофренией, синдромом Дауна, эпилепсией и другими тяжелыми заболеваниями. Это единственная в мире группа таких детей, выступающих с собаками. Причем выступают они не хуже, чем здоровые взрослые на самой престижной в мире выставке собак «Крафт». Занятия «Солнечного пса» помимо школы №1492 проходят также в Культурно-просветительском центре во имя святителя Иоанна Златоуста и в реабилитационном центре для детей с синдромом Дауна Team is Dream. Большинство участников группы ходят к Татьяне регулярно, некоторые даже годами. В среднем занятия ежемесячно посещают около пятидесяти человек, возраст которых колеблется от двух до двадцати лет.

А недавно «Солнечный пес» совместно с центром «Лекотека» начал программу «Встреча с собакой» – одноразовые занятия. Кроме того, животные и специалисты «Солнечного пса» регулярно выезжают в Центр лечебной педагогики, в интернаты, детдома, на праздники, организованные различными обществами инвалидов.

Живой коврик

 

Сложно поверить, что собаки могут делать такое. Они понимают все команды, не кусаются, держат любую дистанцию и не делают резких движений. Например, малыш боится собаки. И тогда она, подчиняясь хозяйке и интуиции, в другом углу комнаты будет целый час изображать дружелюбие: махать хвостом, делать пируэты, крутиться волчком. Или, например, с бубенчиком на ошейнике будет дефилировать по комнате, возбуждая детский интерес. При этом она не приблизиться к ребенку, ни разу не зарычит и не залает.

Какие только роли не приходится играть собакам! На новогодней елке-2010 они имитировали цирковых лошадок, прыгали через барьеры, бегали по кругу и катали на спинах самых маленьких ребятишек. Еще они могут «считать»: по команде лают нужное количество раз, отвечая, например, на вопрос: «Сколько у тебя лап?» А по команде «Коврик!» голдены-терапевты укладываются на пол «плечом к плечу». И на них или между ними ложатся дети: малыши могут кричать, дрыгать ногами-руками, а лохматые «коврики» даже не дернутся!

 

Первоначальную дрессировку чудо-животные проходят в центре «Собаки – помощники инвалидов» по специальному курсу собак-терапевтов. Дрессировать их начинают с года или полутора, когда характер полностью сформирован и уже можно отобрать наиболее пригодных для этой непростой работы животных: неагрессивных, терпеливых, умных, не боящихся резких звуков, любящих людей и т.д. Требований – целый список. Три или пять месяцев кандидаты в терапевты интенсивно дрессируются, а затем получают опыт и дополнительные навыки в «Солнечном псе». Сейчас в центре служат пять голден ретриверов: Олли, ее дочка Ника, внук Джой, а также Тайна и Ней. Первые три принадлежат руководителю «Солнечного пса» Татьяне Любимовой, две последние – волонтерам Захаровым, которые приводят питомцев на работу и, если надо, участвуют в занятиях. Часто с ретривером Тайной вместо родителей приходит сын Захаровых, 14-летний Андрей. Для новеньких детей он и Тайна с явным удовольствием исполняют сложный музыкальный номер – «Вальс». «У меня нет друзей, одноклассники не в курсе моих занятий, я им не рассказывал, – говорит Андрей. – Здесь мне нравится. А дома у меня три собаки: Тайна, Шера и Луша. Голден ретриверы – самые лучшие собаки на земле. Иногда они лучше людей».

Угощение для мохнатых артистов «Солнечного пса» – крекеры. Часто их приносят сами дети. Больше с родителей ничего здесь не берут. У «Солнечного пса» принципиальная позиция: помощь должна быть бесплатной. С инвентарем для занятий – ковриками, горками и прочими игрушками – помогли спонсоры. Сейчас Татьяна мечтает о благотворителях, которые устроили бы особенно нуждающимся детям качественное медицинское обследование.

Я буду хорошим!

 

Занятия в группе строятся по-разному, в зависимости от числа детей, их диагнозов и возраста. Подход к каждому участнику исключительно индивидуальный. Татьяна Любимова намеренно подбирает в одну группу разных малышей. «Цели и задачи у всех разные в процессе занятия, хотя делают все одно и то же, – объясняет она. – Но девочку с олигофренией я ставлю во главе группы, что развивает у нее внимание, память, все на нее ориентируются. Схожие задачи у девочки с синдромом Дауна. Мальчику с ДЦП ассистент все время объясняет пространственные понятия, помогает следить одновременно за руками, собакой и корректировать движения вслед за группой. Ребенку с аутизмом важно научиться действовать по общим правилам и чувствовать собаку».

Результаты поразительны. Многим детям после года-двух занятий пересмотрели диагноз в лучшую сторону. Некоторые из них после этого смогли пойти учиться в спецучреждения. Для таких детей публичное выступление – мощный стимул к развитию. Например, одна из девочек, отличавшаяся инфантильным поведением и всегда ходившая с мамой за руку, после сольного танца у елки настолько поверила в свои силы, что начала самостоятельно ходить в школу и в бассейн.

 

Вот что рассказывает мама 7-летнего Андрея Наталья Владимирова, по профессии врач-терапевт: «В три с половиной года нам поставили диагноз – синдром раннего детского аутизма, недоразвитие речи, нарушение эмоционально-волевой сферы. Мы сначала занимались с лошадьми и дельфинами, потом пришли сюда. Тогда Андрей был совершенно равнодушным ребенком, мог оттолкнуть человека, как стул. Уже в начале занятий с собаками он начал замечать эмоции и настроения. Здесь он впервые забеспокоился о ком-то: «Тихо, Олли заснула!» Собаки в сыне развивают и терпение: нужно ведь делать что скажут да еще в определенной последовательности. Настоящей победой было выступление «Солнечного пса» на новогоднем празднике. В прошлом году Андрей до последнего не хотел выходить к елке, а в этом – вышел без разговоров и в конце представления очень эмоционально кланялся, почувствовав себя артистом. После так устал, будто отыграл большой спектакль, хотя это был лишь семиминутный выход. Занятия здесь ему настолько важны, что я могу пригрозить: «К собакам не поведу», он сразу делает все, что требуется: «Нет-нет-нет, я буду хорошим!»

У 20-летнего Степы Кузнецова – один из самых блестящих результатов. Он с диагнозом ДЦП лишь в семь лет встал с коляски. К тому же на него в детстве напала стая бродячих собак, и с тех пор он боялся выходить на улицу. Когда его три года назад привели в группу, мальчик зажмурился, обхватил голову руками и без остановки кричал. Несколько месяцев ушло на то, чтобы отучить его от страха перед собаками. Но как только у Степы наладился контакт с ретриверами, начались чудеса. Мальчик начал понимать сложные для него пространственные выражения: «по ковру», «за Анечкой», «через барьер». Сейчас он довольно быстро разучивает новые упражнения, владеет элементами циркового обращения с собакой, с удовольствием ходит на выставки, где может находиться несколько сотен собак и тысячи людей.

«Каждое занятие я наблюдаю маленькие достижения, – говорит социальный психолог Татьяна Жильцова. – Сегодня вот четырехлетняя Иришка с задержкой в развитии получила опыт того, что помимо ее импульсов есть еще чьи-либо: сначала она таскала за собой собаку, но под конец занятия позволила собаке себя направлять. Канис-терапия – «собако-терапия» – позволяет задействовать все сферы ребенка: физиологию, общение, такие психологические системы, как внимание, координацию. Традиционные методики делают это не настолько широко».

 

Впрочем, со стороны не все выглядит столь оптимистично. Большинство детей дома сталкиваются с чрезмерной опекой, а потому привыкли манипулировать взрослыми. Татьяна Любимова легко отличает страх от «концерта» по соматическим проявлениям: напряжению мышц, покраснению щек и т.п. Но главное в том, что собаки на время занятий дают детям непрерывное ощущение счастья и совершенно новый дружелюбный мир. Даже самое замкнутое сердечко тает при виде пушистого существа, изо всех сил пытающегося выразить безграничную радость и нежность. Каждый ребенок выбирает себе «свою» собаку, та его всегда узнает, бежит именно к нему.

Понятие канис-терапии ввел в 1961 году американский психотерапевт Борис Левинсон. Он первым заметил, что пациенты лучше идут на контакт, если в кабинете находится его собака – золотистый ретривер. Два раза в неделю пса приводили в больницу, из чего впоследствии выросло целое направление – зоотерапия. «У нас этот термин иногда воспринимают неверно, как «лечение», – объясняет Татьяна Любимова. – Собака сама по себе не панацея, а всего лишь реабилитация. Часто звонят родители детей с очень серьезными заболеваниями, и им кажется, возьми они домой собаку, с ребенком станет все в порядке. Они порой не думают, что с собакой надо гулять, заниматься, что в шесть месяцев на гормональной почве она будет меняться и что это, в конце концов, финансовая нагрузка. Самая частая ошибка – берут щенка домой аутисту, что противопоказано. Из множества подобных историй хорошую знаю, к сожалению, всего одну. Чаще, намучившись, собаку отдают».

Олли, моя Олли!

 

«Солнечный пес» для Татьяны, большую часть жизни проработавшей иконописцем, – глубоко личная история. У Татьяны и ее мужа Сергея, резчика по камню при храме, родился сын Саша с тяжелой формой ДЦП, но сохранным интеллектом. Чтобы сделать его жизнь максимально светлой, семья «по совету друга-психолога и Сашиными молитвами» купила голден ретривера Олли. Олли оказалась дочкой собаки, которая без специальной дрессировки по личной инициативе работала поводырем у слепого мальчика. Татьяна все же выдрессировала золотистого друга в центре «Собаки – помощники инвалидов», и Олли перевернула всю жизнь Любимовых. «В семьях, где дети растут особенными, развивается так называемая вторичная аутизация, когда все фактически оказываются в социальной изоляции, – рассказывает Татьяна. – Мы мало с кем общались, нас избегали знакомые. Но с Олли мы познакомились с огромным числом «собачников» – удивительно тактичных. И даже отношение прохожих к нам резко изменилось к лучшему». После Саши у Любимовых родилось двое здоровых детей. Когда Саши не стало, Татьяна, имея на руках такое сокровище, как Олли, по велению души начала ездить в медцентр, где лечилась с Сашей. Для моральной поддержки больных детей. И вскоре все начали замечать неожиданный терапевтический эффект. Так, «безнадежный» мальчик-аутист к недоумению врачей стал запасать котлетки для собаки, шептать ей что-то на ухо. Его первыми словами были: «Олли, моя Олли!»

 

Наконец, Татьяна пошла учиться на врача-дефектолога в МГГУ им. Шолохова, завела в Интернете блог, в котором писала про Олли. К ней потянулись блогеры. Сергей поддерживал жену, помогая ей. Постепенно сложилась команда: биолог Наталья Захарова, преподаватель логики и философии в вузе Юлия Горбатова (также владелица собаки) и социальный психолог, молодая мама Татьяна Жильцова. В свободные часы выпускница психологического факультета РГГУ пишет диссертацию на тему «Представление о времени у детей в разных возрастах» и растит восьмимесячного голден ретривера Майю – будущего терапевта. О причинах своей работы в «Солнечном псе» Татьяна Жильцова говорит коротко: «Интересно». «Пока еще канис-терапия мало применяется в России, – говорит она. – Нужно патентоваться, пройти много инстанций, а главное – нужны статистические подтверждения работе. Мы еще только начинаем, итоги подводить рано. Хотя новые методики разрабатываем».

Как ни странно, «Солнечный пес», возможно, единственная в России организация, которая занимается канис-терапией, имея не только личный опыт и добрые намерения, но и профессиональных медиков, педагогов, психологов, кинологов. «Я регулярно езжу на семинары по теме, – говорит Татьяна Любимова, – и с ужасом отмечаю, как много дилетантов пытается причинить детям добро. В лучшем случае речь идет о встречах детей с собаками и положительных эмоциях, хотя терапевтический эффект от этого минимальный». Не так давно «Солнечный пес» начал переписку с чехами и поляками. «Поляки нам прислали свою книжку, – продолжает Татьяна, – и мы с удивлением узнали, что в одно время с ними пришли к одинаковым выводам. Пока о сотрудничестве и обмене опытом говорить рано. Просто приятно от мысли, что мы такие не одни».

 

Оксана ПРИЛЕПИНА

Фото: АНТОН БЕРКАСОВ

Русский мир

Участие в проекте

Дорогие друзья, мы находимся в постоянном поиске:

  • активных собаководов с воспитанными собаками для участия в проекте
  • единомышленников и коллег из детских организаций, проектов, учреждений
  • специалистов-кинологов, умеющих и готовых работать с родителями и детьми
  • спонсоров, имеющих желание и возможность поддержать проект финансово в целом либо обеспечив какое-то из его направлений

Если Вы - педагог, кинолог, волонтер, творческий, ответственный и неравнодушный человек, мы рады видеть Вас в нашей команде!

Напишите нам. Или свяжитесь через социальные сети:


facebook12instagram12icon vk

Наши партнеры